Баня от фундамента до крыши - Сборник статей
Одна из известных отечественных слабостей — капитально попариться — долгое время оставалась для многих наших соотечественников несбыточной мечтой по целому ряду причин и, прежде всего, потому, что баня, далеко не всегда, оказывалась в нужный момент под рукой. Оказывается, при наличии всего пары умелых рук, эту проблему вполне можно решить, даже городскому жителю.
В.П. Рассохин. Бани на Неглинной
Представить Россию без бань трудно. Даже в наши дни, когда распространилась мода на сауны, почти в каждом деревенском дворе или дачном участке есть русская баня, где можно поддать крепкого парку и от души похлестать себя ароматным веничком.
История русской бани древна, о ней упоминал еще летописец Нестор. Естественно, что с русской баней сталкивались практически все иностранцы, посещавшие Россию. Как правило, русская баня производила на них неизгладимое впечатление, а многих и ужасала. И было чего пугаться – в клубах раскаленного пара раскрасневшиеся мужчины и женщины хлещут себя прутьями, а затем еще и в снег или прорубь бросаются. Наверное, со стороны это выглядело как изощренное самоистязание.
Любопытно почитать отзывы иностранцев о банных пристрастиях русских. «И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется ёмкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе... И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах – радость и улыбка», – так отзывался о русских банях арабский путешественник Абу-Обейд-Абдаллахала Бекри.
А.М. Васнецов. Общественные бани на реке Неглинной в 17 веке
В конце XVII века в свите шведского посла графа Христиана Горна Россию посетил Ганс Айрманн, оставивший записки о и Московии. Вот что его поразило в русском банном мытье: «Они не пользуются, как мы, скребком для очистки нечистоты с тела, а есть у них так называемый веник, он из прутьев березы, которые высушивают. Летом, пока веники еще зелены, их на бесчисленных телегах привозят в города на продажу, каждый хозяин закупает их во множестве и развешивает для просушки. Ими московиты дают себя хорошенько отхлестать другим. Этот веник предварительно размачивают в теплой воде, которая у знатных людей бывает проварена с хорошими травами, а затем гладят и растирают ими себя по всему телу вверх и вниз, пока вся пакость не отстанет от кожи. Это они делают столько раз, пока не увидят, что совсем чисты. При этом московиты имеют в бане особо здоровое обыкновение обливаться ледяной водой с головы до пят, и только после этого они готовы».
З.И. Летунов. Русские бани
Для цивилизованной Европы, предпочитавшей очищать грязь с себя скребками, запах немытого тела маскировать духами, а для борьбы с насекомыми навешивать под одежду блохоловки, были удивительны банные процедуры русских. То, что у европейцев с телесной чистотой было плоховато, не преувеличение. «Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна, или ее не было вовсе» – это свидетельство путешественника Марко Поло. А испанская королева Изабелла Кастильская заявляла, что за всю свою жизнь мылась дважды – при рождении и перед свадьбой.
Иностранцев поражало, что русские и их тянут в баню, считая её чуть ли не обязательным атрибутом общения. Курляндец Яков Рейтенфельс, посетивший Москву практически одновременно с Айрманном, писал, что «русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом».
Ф.С. Журавлев. Девичник в бане
В это же время в Москве чешский путешественник Бернгард Таннер со спутниками решились по собственной инициативе посетить общественную баню. Получился конфуз. «По принятому у нас обыкновению мы пришли покрытыми, думая, что здесь моются так же как и в наших краях, но с первого же шага заметили разницу; дверь, увидели мы, отворена, окна не заперты, но в бане было все-таки очень жарко. Как увидели московитяне нас покрытыми, а они безо всякого стыда были голы совершенно – так и разразились хохотом. Прислуги тут нет, банщика и цирюльника тоже, кому надо воды, тот должен был сам спускаться к реке. Мы побыли там немного и ушли сухими, как пришли, поглядев на их способ мыться; как они, вместо того, чтобы тереться, начинали хлестать себя прутьями, орать, окатываться холодной водой. Так же моются, видели мы, и женщины, и тоже голыми бегают взад и вперед не стесняясь».
Кстати, иностранцы дружно отмечали, что в русской бане моются или совместно мужчины и женщины, или же отделения для них разделены только небольшой перегородкой, а окунуться в снег или в речку без стеснения выбегают все вместе. Для них это было настоящей экзотикой. В России же только в 1743 году Сенат специальным указом запретил в торговых банях мыться мужчинам совместно с женщинами. Указ стали соблюдать, но только в крупных городах.
Немало удивляло иностранцев и то, что русские супружеские обязанности связывают с мытьем в бане. Перед свадьбой жених и невеста обязательно мылись в бане, что было продолжением своеобразного «мальчишника» и «девичника», а после первой брачной ночи они уже шли в баню вместе. Этому обычаю долго следовали и российские монархи. Более того, если в обычные дни царю «было угодно спать вместе с царицей», то утром они оба шли в баню, где мылись вместе или раздельно со своими приближенными. Любопытно, что по этому принципу бояре сразу же вычислили, что Лжедмитрий и его супруга явно «не свои для Руси», в баню-то вместе не ходят.
К чести иностранцев, многие понимали, что русские в вопросах гигиены обогнали их намного. Испанец Риберо Санчес, бывший врачом при дворе Елизаветы Петровны, искренне восхищался: «Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий выходящих, приготовленных столькими иждивениями, и привозимых изо всех стран света, то желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооруженных зданий, превратилися в бани российские для пользы общества».
Е. Корнеев. Русская баня. Гравюра
Ему вторит камерюнкер Берхольц, познакомившийся с русской баней в Петербурге. В записках о России он подробно описывает посещение парилки и все банные священнодействия, отмечая, что «по окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным».
Стоит отметить, что многие иностранцы в России приживались, становясь по своим привычкам практически русскими. Естественно, что они привыкали и к русской бане. К XIX веку в крупных городах появились дорогие, богато обставленные бани с хорошей обслугой и прекрасными буфетами. Они быстро превратились в своеобразные клубы для людей состоятельных. В Москве такой баней-клубом стали знаменитые Сандуны, где бывал весь цвет российского дворянства и куда с удовольствием стали ходить иностранцы.
Баня. 1913
Серебрякова Зинаида Евгеньевна
Интересно, что иностранцы, долго жившие в России, стали по возвращении на родину стоить у себя бани, чем немало изумляли соотечественников. Особенно быстро русская баня «завоевала» Германию. «Но мы, немцы, – писал немецкий врач Макс Плотен – пользуясь этим целебным средством, никогда даже не упоминаем ее названия, редко вспоминаем, что этим шагом вперед в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу». Бани стали появляться и в других странах, а португалец Антонио Саншес даже издал книгу «Уважительные сочинения о русских банях».
В Европе любят рассуждать о загадочной русской душе и вспоминать великих писателей, философов, танцоров, поэтов, ученых, которых Россия дала миру. Но иногда забывают, что элементарному мытью просвещенную Европу тоже учила Россия.
В качестве бонуса снимки бани братьев Егоровых в Санкт-Петербурге.Фото 1914
Автор - Владимир Рогоза.
В 1841 году Михаил Юрьевич Лермонтов, направляясь на Кавказ и обиженный на весь белый свет, написал стихотворение «Прощай, немытая Россия…», чем оказал медвежью услугу своей родине. Этим стихотворением размахивали как свои, так и чужие, коммунисты и демократы, зарубежные доброхоты и родные диссиденты.
«Немытая Россия» – дремучая, отсталая, ленивая и, конечно, грязная. В общем, совсем непрезентабельная.
Но был ли прав Лермонтов, называя Россию «немытой»? Или иностранные гости, презрительно морщащие чувствительные носы при взгляде на «грязных» русских крестьян?
Княжна Анна Ярославна, дочь Ярослава Мудрого, вышла замуж за короля Франции Генриха I в 1051 году, и в ужасе писала потом отцу о том, что Париж – город весьма грязный, французы очень нечистоплотны, о регулярном мытье у них и понятия нет, моются в лоханках, а канализация полностью отсутствует – продукты жизнедеятельности выливаются из горшков прямо на улицы, ароматизируют сточные канавы.
Удивление княжны нравами парижан понятно – в Киеве даже самый захудалый двор был оснащен соответствующими удобствами (традиционная будочка над ямой), и помои по улицам не текли. Ну а что касается регулярного мытья, то бани появились на Руси задолго до Анны и использовались с завидным постоянством.
В «Повести временных лет», древнерусском летописном своде, датируемом началом XII века, рассказывается о путешествиях апостола Андрея. В частности о том, как он посетил русские земли: «Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда (в Рим – прим. автора). Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это всякий день, никем не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовенье себе, а не мученье».
Так и вспоминаются кадры кинофильма «Гардемарины, вперед!» (1987 г.) – изысканный шевалье де Брильи (Михаил Боярский) вываливается из русской бани, пытается сбежать на четвереньках, а лесник тащит его за ногу обратно в баню и басит: «Куда, барин, рано еще, самый пар!». И жалобы очаровательного шевалье княжне: «Он хотел меня убить!» – с точки зрения французского дворянина русская банная процедура была попыткой убийства.
Для русских людей баня имела огромное значение, играла важную роль в их жизни. Причем не только в качестве прямого источника чистоты, то есть возможности мытья. Баня была местом для лечебных процедур, родильным залом, опочивальней для новобрачных в первую ночь, местом для гаданий, волхований и прочего ведовства. Баней пользовались постоянно, а уж по прямому назначению – для мытья – если и не каждый день, то хотя бы раз-два в неделю.
Бани обеспечивали чистоту и избавляли Россию от многих болезней и эпидемий, свирепствовавших в Европе. И действительно – какая вошь способна выдержать русскую парную? Даже одежду, если не было возможности постирать, прожаривали на раскаленных камнях в бане.
В связи с этим вспоминается еще один фильм – «Похождения бравого солдата Швейка» (1957 г.). Швейк со товарищи в русском плену знакомится с русской баней – им предлагается раздеться, и чехи, сложив одежду стопочками, начинают молиться, считая, что пришел их смертный час. Когда же крестьянин развешивает солдатские тряпки над каменкой, чехи уверяются, что вот теперь их точно убьют. И – изумление, когда выясняется, что убивать никто никого не собирается, а всего лишь предлагается помыться и избавиться от благоприобретенных насекомых.
Думается, что именно антисептические свойства русской бани и обеспечили ей признание лекарей и волхвов. Недаром существовал целый ритуал, соблюдаемый при рождении ребенка: в то время, когда женщина рожала в бане, муж ее с оружием должен был охранять двери, не подпуская близко нечистую силу, баня же считалась местом, изначально чистым, свободным от всякой нечисти.
То же и с лечением – все лечебные процедуры, в том числе и «отворение крови», производились в бане. Россияне в те времена не сформулировали медицинских принципов Л.Л. Гендейрейха, который в 1884 году впервые применил стерилизацию паром перевязочных материалов, что не мешало им пользоваться стерильными повязками и стерильным бельем для больных, а стерилизация осуществлялась именно в бане.
Не удивительно, что баня считалась местом зачарованным. Кстати, если действующие бани считались находящимися под действием доброго колдовства, то бани заброшенные, наоборот – находились под влиянием злых сил, разнообразной нечисти, начиная от леших и заканчивая набором бесов. Что тоже вполне оправдано: если баня не используется, значит, в ней нет чистоты и стерильности, а в такое место немедленно устремляются болезнетворные организмы и бактерии, то есть – бесовская нечисть. Слово-то какое показательное – «нечисть»!
Первые бани представляли собой ямы с плетеной из веток крышей и землянки. Также использовались дупла больших деревьев – на дно укладывались раскаленные камни, дупло заполнялось водой, получалась своеобразная «бочка». Затем стали строить солидно – из бревен. Предпочтительное расположение бани – на берегу водоема (пруд, озеро, река). Причем на это было сразу две причины: доступность воды и легкая ее доставка в баню; и ополаскивание в прохладной воде после парной. Русские люди не знали, что такое контрастные ванны или контрастный душ, но зато умели использовать их на практике.
А ведь банная процедура – это еще и разнообразные веники, которых существует множество разновидностей. Веник – это не только массаж, это еще и ароматерапия, столь модная в наше время и применяемая нашими предками с незапамятных времен и для лечения, и просто для удовольствия.
Так что очень и очень поспешил Михаил Юрьевич с декларацией о «немытости» России. Ему бы прислушаться к Антонио Нуньесу Риберо Санчесу, придворному врачу Елизаветы Петровны, который написал трактат «О парных российских банях, поелику споспешествуют оне укреплению, сохранению и восстановлению здоровья». Санчес превозносил русскую баню: «…сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный, безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни… Я… только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий выходящих, приготовленных столькими иждивениями, и приводимых изо всех стран света, то полило кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооруженных зданий превратилися в бани российские для пользы общества».
Очень показательная оценка, к тому же, сделанная профессиональным целителем.
Недаром сейчас возвращается популярность русских бань в их классическом варианте: бревенчатый сруб. Прошедшие годы доказали, что национальные традиции были вовсе не показателем «дремучести» русского народа, но напротив – вполне научным подходом к здоровью людей. И в то время, когда «цивилизованная» Европа на великосветских приемах давила вшей в прическах хрустальными палочками, «грязные» русские крестьяне вовсю пользовались баней с ее очищающими, оздоравливающими и целебными свойствами, массажем, ароматерапией и контрастными ваннами. Что многое говорит о европейской «цивилизации» и российской «дикости».
И в думах о русской бане невольно появляются мысли – а не слишком ли мы превозносим все иностранное, принижая отечественное? Не слишком ли увлекаемся наклейками «Made in…», пренебрегая собственными традициями?
Автор - София Варган.